Ювелирная лупа нужна не только ювелирам. Этот инструмент необходим часовщикам, филателистам, антикварам, нумизматам и, как ни странно, покупателям драгоценных камней. Ведь выявить дефекты или подделку можно только с помощью линзы. Главное верно подобрать увеличительное стекло. А выбор их достаточно богат: с подсветкой, складные, двойные, на глаз, в виде очков.
Существует несколько вариантов классификации увеличительных стекол. Это разделение весьма условно, но в целом их делят по виду и кратности. Помимо этого, есть еще несколько важных факторов, влияющих на качество и удобство использования.
Содержание
ToggleПодсветка
Подсветка практически не влияет на конечную цену увеличительного стекла. Помимо стандартных, в лупе могут присутствовать и ультрафиолетовые светодиоды. Они используются не только для проверки натуральности камней, но и для выявления фальшивых купюр.
Модели с подсветкой помечают надписью Led, а изделия с ультрафиолетовыми светодиодами имеют пометку пометка Dual Led.
Ювелирные лупы с подсветкой, могут быть как маленькими — карманными, так большими — стационарными. Сила увеличения также не зависит от наличия или отсутствия светодиодов.
Виды
Каждый вид увеличительных стекол имеет свое назначение:
- портативные. Обычно выпускаются в комплекте с футляром, для удобной транспортировки. Подобные девайсы могут быть классическими, складными или выдвижными. Профессиональные ювелиры используют такие модели для поверхностной оценки, а не для работы. Чаще ими пользуются покупатели, например, при ювелирном туризме. Помимо этого, они востребованы у нумизматов, филателистов и антикваров;
- настольные. Такие модели считаются профессиональными. Они могут устанавливаться на поверхность или крепиться на специальную прищепку. Эти лупы предназначены для изготовления и ремонта ювелирных изделий. Они часто оснащены держателями (третья рука) и столиком. Штативные увеличительные стекла используют не только ювелиры, но и любители радиотехники;
- очки. Данный вид также, как и настольные используется для ремонта и изготовления новых украшений. В комплекте могут идти дополнительные сменные линзы с различной кратностью для разных видов работ. Еще один вариант исполнения: единый щиток на налобной дуге;
- монокуляры. Такие модели также могут иметь налобную дугу, чтобы освободить руки. Но встречаются и увеличительные стекла, которые крепятся непосредственно на глаз (фото ниже). Подобные экземпляры чаще именуют «лупой часовщика».
Для осмотра ювелирных изделий подходят все перечисленные варианты. Но каждый из них предназначен для конкретных работ. От правильного выбора изделия будет зависеть дальнейшее удобство эксплуатации.
Кратность
Дороже и мощнее — не значит лучше. Для каждого вида работ нужна своя кратность. Часовых дел мастера обычно пользуются лупами 5–7х. Ювелиры выбирают силу увеличительного стекла, под каждый конкретный вид работ.
10-кратные
Увеличения 10х достаточно, например, для оценки алмазов и прочих драгоценных камней. Главное, чтобы они были достаточно крупными. Также с помощью данной линзы можно рассмотреть надежность крепления или плетения.
20-кратные
Лупы кратностью 15–20х пользуются большей популярностью, за счет своей универсальности. Так как подходят практически для всех ювелирных изделий и работ. Это оптимальное решение для покупателей, желающих оценить товар.
40-кратные
Увеличительные стекла с кратностью до 40х используются для самых мелких работ. Покупатели драгоценных камней приобретают такие стекла реже. С таким большим количеством крат работают в основном профессионалы. Слишком сильное приближение не очень удобно для новичков. Так как через него сложнее заметить крупные дефекты, а мелкие — начинающие геммологи определять не умеют.
60-кратные
Это как раз тот случай, когда больше — не значит лучше. Линзы с увеличением в 60х в ювелирном деле практически не используются. Потому что те же дефекты камней, гораздо лучше видно в линзы 10–20х.
Из-за этого в продаже сложно найти стекла с кратностью только 60х. Обычно такие модели идут с переменной кратностью. Например, 30–60–90х. Но подобные окуляры считаются ювелирными лишь условно. Гораздо чаще их используют нумизматы для оценки купюр.
Линзы
Линзы для ювелирных луп отличаются не только кратностью. Они бывают пластиковые и стеклянные. Но изделия из пластика отличаются очень низким качеством, поэтому встречаются в продаже очень редко.
Помимо этого, линзы бывают:
- одинарные;
- двойные;
- тройные.
Одинарные ювелирные линзы также не пользуются популярностью. Такие изделия бликуют и искажают изображение. В работе с драгоценными камнями такие помехи недопустимы.
Наилучшими считаются тройные линзы, но и стоимость их выше. А если такая лупа еще и оснащена подсветкой — ее можно считать идеальным приобретением. О наличии в изделии трех стекол говорит надпись Triplet (триплет).
Двойные соответственно имеют пометку Doublet (дуплет) и имеют средние показатели.
Бренды
Множество самых разных производителей выпускает лупы для ювелирных работ. Весьма приличные модели можно найти даже на Алиэкспресс или Валберис. В тройку самых популярных брендов по соотношению цена/качество входят:
- Kromatech (Кроматек) — выпускает множество вариаций увеличительных стекол: с подсветкой, штативных, складных. Одна из самых востребованных моделей данного бренда: MG22181 с двойными линзами (10х 18мм и 20х 12мм) стоит около 600 руб.;
- Levenhuk (Левенгук) — специализируется на оптическом оборудовании. Линейка ювелирных луп довольно обширна. Стоимость складной модели Zeno Gem около 1000 руб.
- Veber (Вебер) — российский производитель, выпускающий оптику достойного качества. Цены на складные лупы начинаются от 400 руб.
Оправа
Но цвет оправы играет существенную роль только при подборе и огранке камней. Если инструмент приобретается для ремонта уже готовых изделий, то здесь оттенок рамки не критичен.
Что можно увидеть?
Профессиональные ювелиры прекрасно знают с какой целью они покупают увеличительное стекло. А вот новичкам важно знать, что через ювелирную лупу они могут увидеть:
- трещины и сколы. Это поможет определить качество приобретаемого изделия;
- правильность огранки. Через увеличительное стекло можно оценить параллельность граней. Нарушение симметрии не является явным дефектом, но снижает ценность камня. На подобную хитрость нередко идут огранщики из Индии, Таиланда и Афганистана ( и не только). Ведь подобная асимметричность может увеличить вес изделия на 1-2 карата. А неопытные покупатели часто не замечают подобные «мелочи». Ниже на фото, показан танзанит с неправильной огранкой.;
- включения и пятна. Неоднородности присутствуют в любом натуральном камне. Их отсутствие — признак фальшивки. Да, встречаются оригиналы чистейшей воды, но найти экземпляр без единого вкрапления — практически нереально. Цена таких уникальных образцов может достигать десятков и сотен миллионов. В обычных ювелирных магазинах такие товары не встречаются;
- качество закрепки. Оценивать нужно не только драгоценные камни, но и их крепление. Ведь выпасть может даже самый натуральный и качественный бриллиант.
Какая лучше?
На этот вопрос нет правильного ответа. Все зависит от того, для каких целей будет применяться лупа.
Мастеру, вероятнее всего, понадобятся все варианты: и маленькие складные — для оценки на месте, и настольные — для создания новых изделий, и очки-лупа — для ремонта украшений.
Тому же, кто выбирает лупу для ювелирного туризма или покупки украшений с рук, подойдут обычные портативные модели. Главное, чтобы они были с подсветкой, качественными тройными линзами и имели черную оправу. Что касается кратности, то тут придётся подбирать индивидуально, исходя из личного комфорта.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 4
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.